Добро пожаловать!

Наш коллоквиум – это  беседы с поэтом и философом Терентiемъ Травнiкомъ. В данной рубрике для вас, дорогие друзья, нами собраны и представлены ответы на наиболее часто задаваемые на встречах с поэтом вопросы.

 

Вопрос: Терентий, у Вас очень много размышлений, статей, стихотворений о Родине. Что для Вас патриотизм?

 

Ответ: Патриотизм есть состояние души, выросшее на подлинной любви к Родине. Он может быть и действенным, и созерцательным, но что важно понимать, так это то, что подлинный патриотизм всегда благороден и никак иначе. Патриотизм не нападает, не вытесняет, не унижает, но сотрудничает и соразвивается с любой сторонней ему мыслью, тем самым умножая, как в себе, так и в ней действительные внемренные блага, опираясь на общечеловеческие ценности и чаяния.
Чтобы было понятнее, то приведу такой пример: каждый цвет радуги самобытен и самоценен, и это так, но он, при этом, еще и служит созданию единого белого цвета. В этом и есть благо, в этом и есть мудрость. Патриотизм – это настоящее мастерство, очень высокое мастерство – мастерство творить добро, творить мир, и при этом сохранять не только свою индивидуальность, но и индивидуальность своих соседей, как это происходит, скажем, в той же радуге. Когда нация патриотична, то она всегда светится, и свет ее чист, бел и прозрачен, как свет солнца. Её свет, как и свет солнца, не окрашивает никого и ничего в определенный оттенок, но выявляет и высвечивает во всем и во всех его подлинное величие и красоту.

Вопрос: Терентий, что в Вашем понимании есть семья? Есть ли они, законы семейной жизни, и как они в семье действуют?

Ответ: Пока есть общество, состоящее из мужчин и женщин, то всегда в таком обществе будет семья. Другими словами, семья — это одна из основных форм развития жизни. Жизнь имеет, в своей основе, форму семьи. Сама жизнь выбрала для себя эту форму и передала ее человечеству, и чем совершеннее эта форма, тем устойчивее и жизнь. Жизнью, как мудрым учителем, человек сориентирован на семью, сориентирован не только всеми своими инстинктами, но и во многом своим сознанием. А если это так, то можно сказать, что семья есть та школа, которую нельзя прогуливать и в которой нужно как можно лучше всем нам учиться. Надо понимать, что сама жизнь у нас будет принимать экзамены в этой школе и делать это будет постоянно.
Создавая семью, мы, таким образом, поступаем в школу самой жизни, в которой есть свои правила и законы, свои аксиомы и теоремы, свои многочисленные предметы и дисциплины. И если плохая учеба в традиционной школе чревата плохими оценками и имеет нежелательные последствия для нас в будущем, то подобное в семейной школе жизни просто разрушит и вас, и вашу жизнь, и жизнь ваших близких.
Основы семейной жизни таковы, что прежде всего в семье надо работать, и работать, как над собой, так и над семьей. В семье так же должно отдыхать и восстанавливать свои силы. В семье надо развиваться самому и развивать членов своей семьи, в ней следует учиться и научиться жить полноценно, т.е. творчески решать семейные задачи и, конечно же, необходимо в семье быть открытым для близких и потворствовать открытости всех членов семьи и в этом мудрость.
Всё это нужно создавать, выращивать и оттачивать именно в своей семье. Только в таком случае семя семьи и прорастет,и даст хорошие корни и создаст то, что принято называть родом. Так появляются на свет и родовитость, и породистость, и благородство.
И наоборот, все ссоры, измены и, тем более разводы, не дадут роду появиться на свет, а если он и появится, то, увы, без возможности укоренения. Поэтому надо быть очень внимательным и ответственным, принимая решение о создании семьи и слушать свое сердце, а оно точно знает.
Главное, на что вы должны опираться с самого начала, так это на свою любовь — сильную любовь обоих, любовь с первого взгляда. Такая любовь и есть полноценный импульс-разгон для вывода семейного корабля на хорошую и устойчивую орбиту жизни.
А дальше – только труд! Это труд физический, это — труд жертвенный, это труд – творческий и это труд духовный вашей семьи. Вот эти четыре, можно сказать, труда и есть четыре угла вашего семейного дома. Труд физический принесет в него хлеб и облагородит быт его обитателей. Труд жертвенный позволит семье, живущей в нем не утонуть в минуты печали и скорбей, труд творческий наполнит вас осмысленностью и создаст необходимое для всех единение. Труд духовный позволит вашему семейному дому-кораблю не только держать верное направление, но и преодолевать шторма.
Желаю всем, желающим семьи, блага в их роде – благородия.

Вопрос: Терентий, что такое распорядок дня и насколько  важен режим?

Ответ: Распорядок дня, а лучше назовем все это режимом, – это индивидуальные   ритмы  и темпы,  которые вы задаете и с которыми танцует потом вся ваша жизнь, а значит,  и вы. Из этого совершенно ясно, что чем лучше вы это сделаете, тем изысканней и совершенней будет и весь танец вашей жизни. Распорядок есть у всех, даже солнце имеет свой ритм, а атомы —  период полураспада. Режим есть у всего, вопрос только в его качестве. Отсутствие же режима, если оно происходит, есть не  что иное, как хаос и деградация. В природе, слава Богу, все ритмично, и только человек позволяет себе анархию, правда,  ненадолго и не абсолютную, видимо,  для того чтобы осознать, что жить, как требует этого Господь, —  большое благо для человека. Посему, как бы сын ни  блуждал, а к Отцу вернется. А бремя Отца для нас, а точнее, режим жизни нашей — жизни по Его воле — и есть то самое благо.
Что касается меня, то скажу, что у меня есть свой распорядок. Он был у меня с детства, менялся и шлифовался годами, теперь же он стал для меня естественным, и, разумеется, я ему следую. Распорядок очень важен для каждого из нас, ибо он позволяет душе и телу следовать в дальнейшем для них удобным и привычным путем, отсюда и растет ваше качество жизни. Распорядок не должен быть жестким и тем более невыполнимым, он должен быть пластичным, как и сама жизнь. В том-то и весь секрет, что он должен быть абсолютно естественным, таким,  будто его нет  вовсе.
В общей же рекомендации, дорогие друзья, скажу так, что я делю сутки на четыре части. Первая:  с утра и до полудни, т.е. с 6:00 и до 12:00, здесь я занимаюсь духовным деланием и творчеством. Вторая: с 12:00 и до 18:00, где я занимаюсь душевным деланием и работой для общества. С 18:00 и до 24:00 – третья, в которой я занимаюсь телом – гимнастикой и расслаблением —  и отдыхаю. В четвертой — с 24:00 до 18:00 —  я сплю. Если кому-то этот опыт и знания помогут, буду только рад.

Терентiй Травнiкъ

2016 г.

 

БЕСЕДЫ О ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ

«ЗЕЛЕНОЕ ПОД ГОЛУБЫМ».

Беседа 9.

Здравствуйте. Мы продолжаем беседы с философом и поэтом, Терентiемъ Травнiкомъ о том, что такое душевное здоровье и какие существуют болезни души. Сегодня мы будем говорить о зависти.

Вопрос: Итак, что такое зависть?

Терентiй: Зависть есть тяжелый душевный недуг. Как правило, эта болезнь вселяется и проявляется с самого раннего детства и далее, с каждым годом, все более и более укореняется, растет и даже видоизменяется в человеке. Зависть имеет хроническое течение и трудно, как и, увы, все душевные недуги, поддается лечению.

Когда, больной завистью, человек попадает в определенные условия, питающие его болезнь, то у него начинается, и весьма быстро,  резкое ухудшение, и скрытый недуг проявляется с ярко выраженными и мучительными для души симптомами. Очень важно знать то, что все душевные недуги и связанные с ними мучения влияют и меняют наше тело, делая его постепенно больным. Более того, говоря о человеке, страдающем тем или иным душевным недугом, можно говорить о нем и как о физически нездоровом человеке, даже если физическая составляющая болезни пока никак не выявлена. Дело времени, не более того.

 Вопрос: И все же есть ли, известна ли причина зависти?

 Терентiй: Конечно, есть и во многом она известна. Но даже знание причины не избавляет человека от возможности заболеть завистью. Дело в том, что этот недуг, как и большинство болезней нашей души, развивается и питается состояниями нашей с вами духовной незрелости. Поэтому не столь важно знать, откуда болезнь, сколь важнее знать и понимать то, как от нее избавиться.

Вопрос: Это возможно?

Терентiй: Конечно. И лечиться надо нам верою и знанием. Прежде всего верою, поскольку болезнь душевная. Но если говорить о полном исцеление, а не о купировании, то это возможно только Господу. Мы же  должны и можем  идти Ему навстречу в этом вопросе, идти, как и Он к нам идет.

Вопрос: Как идти? Что делать надо человеку?

Терентiй: Прежде всего надо понять, что любая душевная болезнь входит в нас тогда и только тогда, когда в нас есть для нее место, а если места нет, то болезнь войти просто не сможет. Место или же места начинаются освобождаться с детства, когда мы себя, точнее свой, полный благодати, сосуд начинаем расплескивать. Рождены же мы исполненные благодатью. А вот теряя ее, мы и обретаем болезни такого плана, как та же зависть, которые впоследствии  и приводят нас и наше тело к физическим недугам.

Возвращаясь к теме излечения, а не исцеления, ибо исцеляет только Бог, важно понимать следующее, и здесь я позволю себе напомнить известную притчу о талантах. Скажу, что талант дан каждому, это дар Божий, и нет никого из рожденных на земле, кто бы родился без него. Талант, это и есть то зерно, проращивание которого вытесняет из души нашей все душевные болезни. Другого пути нет, да и не нужно. Талант — это древо всемогущее, и правильное его произрастание, именно правильное, излечивает человека. Излеченный же человек стоит на пути к исцелению. Излеченный проснулся – он раскаялся и осознал, и готов следовать в молитве к покаянию, изменению своей искаженной недугом природы, покаянию, кое и посылает нам Господь.

Вопрос: С чего надо начинать?

Терентiй: С открытия в себе  дара Божиего – таланта и всяческого потворствования его развитию. Не думайте, пожалуйста, что талант это только что-то из области искусства. Талант есть всякое делание, к коему применим творческий подход. Этим деланием может быть и копание ямы, и готовка обеда, и уход за больным, и спасение животных и все другое. Иногда талант лежит рядом с ващим увлечением, но чаще он уже в нем, более того, древо таланта чаще уже и есть ваше подлинное увлечение. Следуйте вашим подлинным увлечениям, делайте всё с душой, делайте честно и бескорыстно, добейтесь хороших результатов и, уверяю вас, зависть дрогнет.

Вопрос: Дрогнет?

Терентiй: Да, дрогнет, но, увы, сразу не уйдет. Далее все будет зависеть от правильного выращивания вами этого самого дара вашего таланта. Здесь крайне  важно следовать голосу своей совести и только ему. Идти своим путем и никогда не сравнивать свои достижения с успехами окружающих. В этом очень коварная ловушка и зависть, поставив ее только и ждет, когда мы с вами попадемся в нее, а дальше уже будет много труднее. У зависти тоже есть свой и сильный иммунитет, и она им умело пользуется. Ее не так-то легко истреблять. Но по мере благоразрастания в нас древа открытого в себе  таланта, его ветви и крона будут все более и более вытеснять из вас эту хворь зависти. Будет момент, когда они станут идти в ногу, но не бойтесь и приумножайте свой талант каждый час, каждый день, каждый месяц. В один день вы проснетесь и по-настоящему узнаете, что такое душевное здоровье, зависть покинет вас, а плоды таланта расцветут и другие люди их вкусят. Если вы помните о стяжании плодов Царства Божиего, так вот плоды таланта одни из них. Радуйтесь, коли древо начнет плодоносить. Поверьте, большей радости вам не встретить в своей жизни.

Ведущий: Спасибо, Терентiй. В следующей беседе мы будем говорить о клевете.

Терентiй: Хорошо, как скажете. Я называю этот недуг души – душевной злокачественной опухолью. Клевета, как и зависть болезни из разряда душевной онкологии. Их не так много, всего пять, но они крайне тяжелые. Именно они и дают в душе обширные агрессивные метастазы. Клевета — это наитяжелейшее заболевание, но и оно излечимо.

Терентiй Травнiкъ.

Беседу подготовил и вел Семён Орлов.

 

ДОСПЕХИ РАТНИКА ДОБРА

Корр.: Почему дети боятся темноты? Почему, порой, они говорят о том, чего еще и видеть не могли? Откуда  берется в них эта, пусть неосознанная, но жестокость и злоба?

 Терентий: Да, все это бывает, но далеко не всегда в этом вина родителей, скорее наоборот родители пытаются выровнять эту кривизну, как только замечают ее в своих детях. Но, увы, чаще она все же укореняется и прорастает во взрослый мир человека, становясь неотъемлемой, казалось бы, частью его характера.

Наши предки оставили нам не только неиспорченную экологию, но и, увы, передали каждому из нас свою, совершенно надломленную, можно сказать больную, духовную природу. Столетиями ужасы, страхи, войны, массовые жестокости, казни запечатлевались в сознании каждого из наших пращуров, писались на все «жесткие диски» нашего с вами генома и, естественно, передались по наследству в генах через биологическую память. Предков нет, а ошибки их живут и бодрствуют в каждом из нас. Сегодняшние агрессивные фантазии в искусстве, кино, литературе и все асоциальные поступки во многом есть ни что иное, как не просто напоминание о себе всего накопленного в нас столетиями, накопленного в нашем и теле, и душе, а самая настоящая прямая работа зла. По наследству передаются не только многие болезни, но и многие страхи и негативные паттерны поведения, поступки, то, что известно, как грехи рода. Другими словами увидел человек страх и ужас, пережил его, запомнил, родил ребеночка и передал ему эти файлы из своей жизни, а малыш плачет по ночам, ему снятся кошмары. Откуда? Вот оттуда они и снятся. Жизнь много сложнее, чем мы думаем. Но, если мы способны сформировать нашу внешнюю среду обитания  во благе хоть как-то, то внутреннюю  свою природу изменить крайне тяжело. Наследственная кривизна, пропитанная бедами нашим предков и, переданная нам десятками поколений очень крепко сидит в каждом из нас. Она, в основном-то, и мотивирует, и моделирует нашу с вами жизнь.

Если в вас мало болезней и дурного, то это значит, что кто-то и предков очищал свои тело и душу, а если характер, как говорится тяжелый, значит в роду сплошная беда царила и продолжает царствовать. Теперь дело за вами.

Вопрос: Что же  в таком случае делать?

 Терентий: Мне часто задают этот вопрос после только что сказанного. Да, этот действительно непростой случай. Начну всё объяснять с создания в своем ответе некоего понятного образа-рассуждения.

Итак, верно то, что любое зло, сидящее в нас, дает рано или поздно о себе знать. И прежде всего тем, что хочет питания для своего роста и существования. Проголодается опухоль души, вот тогда-то мы и становимся злыми, срываемся на всех или включаем телевизор и смотрим ужасы, боевики, страдания, сплетни, ссоры. Иными словами кормим и кормим зло, сидящее в нас с рождения. А теперь мой к вам вопрос:

Вот скажите, пожалуйста, что вы будете делать с колючим сорняком в своем саду, который вам мешает и вас мучает, но вы не можете его никак вырвать?

 

Корр.: Попробую бороться с ним при помощи, ну, скажем, химикатов…

 Терентий: Это понятно, но это крайний случай – отравить себя вместе со злом, но для духовной битвы он вообще не подходит. Все и проще, но и сложнее.

Сорняк, прежде всего,  надо лишить питания – воды и света, и этого вполне достаточно, чтобы тот засох.

Так же и с нашим внутренним душевным злом.

 

Корр: Перестать поливать?

 Терентий: Да, именно так, но не водой, а сопереживаниями, совзаимодействиями со злом. Перестать его кормить. Оно конечно взбесится, не без этого, но необходимо всеми силами изолировать его от подобного питания. Другими словами, отключить воду, исключив из своей жизни все, что, как мы говорим, теребит и изматывает душу. Проще говоря — не смотреть, не слушать, не читать, и, что труднее всего, но и не думать в сторону зла. Не «поливать» подобными действиями эти душевные опухоли-сорняки.  Далее должно пройти время и они, уверяю вас, постепенно начнут чахнуть.

Уже неплохо, но это только четверть всего дела. Чтобы злая опухоль рассосалась нужно упорно мыслить и идти с этим во благо. Необходимо впустить в свой мир свет духовной воды-радости, свет Бога и строить свою жизнь исходя из праведного учения. Иными словами нужно одновременно и постепенно начинать жить и мыслить по-божески.

С одной стороны лишить унаследованное вами зло питания через свои эмоции и чувства, а с другой познавать и следовать путем высшего блага, начать пробовать и далее жить по заповедям Господним. Это и есть труд нашей жизни – вернуть душу свою в свет, вернуть ее во благо. Во всем этом  нужны и воля, и терпение, и последовательность и неотступность. Вот это и есть доспехи ратника добра. Надо решиться и идти в свет. Решить раз и навсегда, как говорится, и идти.

Даже если буду срывы, а они будут, то встать, отряхнуться и идти дальше. Не можешь встать, протяни руку в нужную сторону. Нет сил и руку протянуть, так смотри туда, куда шел. Не можешь и смотреть, так думай в этом направлении. Путаются мысли от полной немощи – молись и уповай. Уповай и Господь услышит тебя, ибо Его сила в нашей немощи и совершается.

Но для начала начни с того, чтобы не соучаствовать во зле со своими злом, поселенном в тебе предками. Это очень трудно, но это возможно. Надо пробовать, пробовать и еще, и еще раз пробовать. Лиха беда начало, но не страшнее самой беды.

Станьте же мудрыми возделывателями сада своей души, глядишь и райские птицы в нем запоют. А ведь все так и есть, и это не просто  красивые слова. Достаточно просто не продолжать зло. И если пока нет сил подставить под удар другую щеку, то хотя бы надо просто перестать думать в сторону плохого, просто перестать поливать те самые сорняки, а дальше Бог подскажет.

 

Вел беседу Валерий Сорокин

«Из бесед с Терентiемъ Травнiкомъ», Жамочкино, 2011 г.

 

ПАДАТЬ, ВСТАВАТЬ И ИДТИ

Почему такая большая разница между нашими знаниями и их реальным воплощением, почему желаемое нами и действительное так, порой, далеки друг от друга, и почему между тем, что мы хотим и тем, что хочет природа от нас, нет согласия. Об этом мы сегодня беседуем с российским философом, публицистом и поэтом, Терентiемъ Травнiкомъ.

Вопрос: Здравствуйте, Терентiй. В своих беседах вы постоянно говорите, что природа права, что она никогда не ошибается по отношению к человеку, что человек давно не хозяин природы. Поясните, пожалуйста, если можно, подробнее, что вы имеете в виду.

Терентий: Да, конечно. Попробуйте бросить что-то из вашего повседневного быта, причем что-то хорошее,  на траву или под дерево, неважно, просто возьмите и оставьте это на траве в лесу, отойдите в сторону и взгляните, и вы увидите, что то, что вы положили,  сразу стало мусором по отношению к окружающей среде, и это действительно так. У вас дома оно не мусор, а вот на природе это сразу стало мусором. Оно инородно природе, оно дело иных рук, рук человеческих. А вот ветка сломанная, пень во мху не становятся таковыми. Может они и не так красивы, но никто из нас мусором их точно не назовет. Почему? Все потому, что у природы своя красота, и она, вероятно, подлинная, ибо это та гармония, что складывалась миллионы лет. У человека, увы, свои правда и красота, и они теперь уже весьма разнятся с природным эталоном совершенства. Поэтому мало и состыкуются. Отдых людей на природе с его не лучшими последствиями, а это, увы,  почти всегда  грязь и мусор,  для неё – природы, оскорбителен и неприемлем. Она начинает болеть. У природы есть свой иммунитет, и он очень силен. Если человек и ее дитя, то, пожалуй, самое бестолковое, я бы сказал: «бес втолковывает» ему, а он и рад стараться.  Следы цивилизации очень редко бывают хороши.  Разве что в каком-нибудь национальном природном парке.

 

Вопрос: Получается, что человек плохой хозяин природы?

Терентий: А почему мы с вами решили, что мы, люди, ее хозяева? Это эффектный лозунг, но ничем не подтвержденный. Человек создан Господом таковым, с такими возможностями, но это еще не хозяин. Ребенок еще не взрослый, а взрослый не значит, что спелый, и не всякий спелый – зрелый. Человек для природы, скорее, её захватчик, поработитель, варвар – кто угодно, но не хозяин. Хозяин любит и дорожит тем, над чем властвует, а то, что в подчинении у хозяина возвращает ему и добром, и преданностью. На земле все пока не так. Человек пытается обуздать природу, обуздать ту, что априори, свободна. Естественно, что она все время норовит вырваться из-под его власти. Просто он не ее хозяин, а скверная подделка под хозяина, вот и все.

 

Вопрос: Может все, что делается человеком, делается им  для выживания? Раньше и света не было, не было и автомобилей, человеку было трудно выжить. Сейчас намного проще.

Терентий: Где-то оно и так, согласен. Но процесс выживания слишком затянулся. Мы уже давно, как выжили, а все выживаем и выживаем. Свет и тепло есть у многих, а мы начали теперь подсвечивать ночью города. Зачем? Ночь, чтобы спать. Автомобили есть у многих, но мы готовы, чуть ли не в булочную, что в двух шагах, кататься на них. Природа дала нам многое, но выставила и четкие границы для нас. А граница она для того, чтобы за нее не переступать. Но мы делаем постоянно обратное.

 

Вопрос: Но подсветка –  это же красиво, автомобиль – это удобно…

Терентий: Красиво то, что в гармонии не только с собой, но и с миром, со средой. Как вы думаете, красив ли особняк, обнесенный железным забором, в гуще себе подобных? А то и влепленный среди простеньких домишек. Это все тот же принцип «мусора в лесу».

 

Вопрос: Но это, возможно, просто переходный период?

Терентий: От количества к качеству? Или от количества к свалке? Но если надеяться на лучшее, то можно и так сказать, если мыслить стратегически. Но любая стратегия, как известно, складывается из тактических шагов, и если эти шаги неверны, то и любую хорошую идею уведёт не в ту сторону.  Вот идея коммунистического общества не так уж и плоха. Чем плохо, скажем, мнение  «каждому по потребностям, а от каждого по способностям»? Сказать-то можно, а что делать? И главное – как это сделать? Вот и пропала идея. Тактика не проявилась,  и идея не проросла.

 

Вопрос: А есть ли тактика для таких идей?

Терентий: Конечно, и она очевидна. Тактика есть для любой идеи, которая послана нам Господом. Господь наш с Вами стратег, и тактику Он подсказывает. Главное расслышать. Быть в единении с Богом. Что касается вашего вопроса, то здесь это – духовный путь развития человека, путь к Богу, а не к коммунизму. К коммунизму идти не надо. Надо идти к Богу, а там и коммунизм не потребуется. Фляжка у родника ни к чему. Разве что набрать воды и уйти? От кого, от Бога? Вот мы и ушли, теперь даже фляжки опустели. Тактика – это сам человек, из нас с вами и сложено общество. Нужно пестовать вокруг все то, что нас духовно развивает. Начинать надо с семьи, а дальше заниматься школами и образованием в целом. Но проблема не в этом даже, а в том, что эти процессы непрерывны, я имею в виду семью и школу, и если ошибка уже влезла, то она так и будет перескакивать из рода в род, из года в год.

 

Вопрос: Что же делать?

Терентий: Что не под силу человеку, то под силу Богу. Надо доверить это Господу, и Он изменит. Больше никто не справится с этим.

Вопрос: Что значит доверить?

Терентий: Да, верный вопрос. В духовном знании доверить – это не просто сидеть и ждать, хотя и это необходимо. Доверить – это значит довериться, поверить и следовать духовным знаниям, иначе говоря, заповедям. Заповеди даны не только для того, чтобы их знать, но для того, чтобы ими следовать. Это и есть настоящая жизнь – жить по заповедям. Будем жить настоящей жизнью и все, даст Бог, наладится.

 

Вопрос: Но вы сами сказали, что это процесс непрерывный, как же им следовать человеку, который уже втянут в этот непрерывный процесс, в ошибку?

Терентий: Да, втянут, но процесс уже был прерван, и прерван Христом. Он прервал цепь греха и Своим воскресением вывел нас с вами к свету. Этого достаточно. Просто надо об этом никогда не забывать и идти в сторону просвета из леса своих ошибок. Ошибся, осознал, исправился и иди дальше. Ошибся, опять раскаялся и иди дальше. Мы не Богооставленны, мы — Богоприсутственны со времени начала нашей с вами эры. В этом главное, именно в этом. Момент исцеление вживлен в земную цивилизацию, и совесть всегда сонастроена с ним. Просто иногда надо подкручивать ручку душевного гетеродина.

 

Вопрос: Многие говорят – что толку в таких извинениях: ошибся, мол, и извинился. Надо держать слово.

Терентий: Кто бы спорил. Но не так все просто. Впрочем, а что вам-то до того, вы, главное, за себя отвечайте пред Богом. Ваши извинения-изменения прежде и только перед Ним. Так шажочками и выйдете на полянку, а там и до поля рукой подать. Надо просто делать и всё. Вот с этого момента и до конца дней своих – делать. Идти и падать, вставать и идти. Вот на это все силы и надо тратить.

Это и есть духовная жизнь – труд и молитва. Молитва, это не только молитва из молитвослова, но и еще и всякое размышление о Господе, со Господом, это и со-радость с Ним, и со-поиск с Ним. Всё с Богом должно твориться и во славу Его, тогда и природа нам улыбнется, и пробок на дорогах не будет, и лифт между этажей не застрянет, а хоть и застрянет, то диспетчер точно не нагрубит, и врач денег возьмет ровно столько, сколько ему его совесть подскажет, а та всегда с Богом советуется,  и детки вновь гулять допоздна будут, и старики перестанут по домам отсиживаться, и жилье будут давать, а не продавать, и продукты станут не только вкусными, но и целебными, и птицы вернуться в города, и в армию возвратиться благородство, и в школы свет знаний, и в семью мир да лад. Бог этого и хочет для нас. А разве кто из нас этого не хочет? Все хотим. Потому что Бог в каждом из нас. Мы можем уйти отовсюду, но только не от себя, а значит  и от Бога нам не уйти, не уйти от Того, кто этого хочет для нас.  И слава Богу, что это так.

Терентiй Травнiкъ

Беседу вел Андрей Петров

2016

 

(1). «ЗАПИСКИ ИЗ ЗАЛА». ВОПРОС – ОТВЕТ.

 

Вопрос: Терентий, у меня двое детей, пойдут в этом году в школу. Хотелось бы им с самых ранних лет правильно прививать любовь к Родине. Что главное в этом деле? Спасибо.

 

Терентий: То, что Вы этого хотите, это уже четверть главного. Передайте им свою любовь ко всему, что вы сами любите, это и есть оставшееся, чтобы прийти к главному. Никак не привьешь любовь к Родине, кроме как через собственное отношение. Любите леса и поля – говорите о них, любите город, говорите о нем. Дети не слушают слова, они сердце ваше слушают. Там где вы, там и они. Если ваше детство было в деревне и вы любите деревню, то и говорите об этом. Никогда не будет убедительным то, во что вы сами не верите. Главное любить самим то, о чем будете беседовать с ними.

 

Вопрос: Здравствуйте. У меня такой вопрос. Не знаю, как и спросить, ну ладно. У меня тяжело заболела мама, а дети просят ехать в отпуск, они очень ждали этой поездки.Билеты давно купили. Прямо разлад в доме пошел. Я живу одна, не замужем.

Терентий: Сдать билеты. Остаться и  выхаживать маму и обязательно вместе с детьми. Пусть помогают во всем. Превратите уход за мамой в общесемейное дело и только так. Именно на таких моментах и зиждется их правильное воспитание. Ни в коем случае не уезжайте. У детей сил полно, побудут и без отпуска, а вот маме, коли занемогла сильно, надо помогать.

Вопрос: Здравствуйте, Терентiй. Вопрос у меня такой: можно ли простить предательство друга? Спасибо.

Терентий: Можно. Можно и нужно. Если простить не получается, то надо всё равно стараться. Если  никак, то дружбы не было. Когда есть дружба, то всегда прощается. Тяжело, но прощается. Дружба окормляется любовью. Муж и жена – дружат. Родители и дети – дружат. В настоящих отношениях люди всегда прощают, и предательство в том числе. Иначе никак.

 

Вопрос: Терентий, здравствуйте. У меня  первый муж пил, погиб. Второй пил, ушла я, и вот третий опять пьет. Почему такое бывает?

Терентий: Главное не вините ни себя, ни мужей.  Такое бывает, и бывает нередко. Не слушайте, если кто скажет, что это рок судьбы. Причина в том, что Вы сильный человек, вот Вам и дается ноша. Больше не уходите и муж пить бросит. Вы излечите своего мужа и эти повторения прервутся. Надо терпеть. Еще постарайтесь сменить силу на милость. Не мне здесь толковать, но такое бывает в двух случаях. Либо когда человека нужно смирить немного, либо наоборот он духовно крепок, тогда и пьют близкие к нему люди. Решите сами, что  у вас. От правильного решения и ситуация поменяется.

 

Вопрос: Добрый вечер. У меня вот что. Моему сыну 8 лет. Недавно он мне сказал, что учитель в школе ругается матом. Как быть? Спасибо.

Терентий: Главное, не ходите в школу. Сведения могут быть неточными. Если же факт подтвердится, то пришло время проявить Вам свою любовь к ребенку. Ваша любовь отвлечет его от этой темы. В этом возрасте дети тянутся к любви, Вашей любви. А воспитывать учителя не стоит. Идти к директору тоже не стоит. Ваша ситуация решается Вашей же любовью и вниманием к сыну. Как-то, в дороге, я видел такой случай: Раз в поезде ехала женщина с мальчиком, сидели напротив меня. Женщина чистила яблоко от кожуры. Вдруг, недалеко сидящий мужчина, стал ругаться. Часть женщин начали возмущаться и кричать, что, мол, кругом дети. Это слабо действовало на дебошира. А женщина, та о которой я говорил в начале, продолжало чистить яблоко. Тут мальчик спрашивает у нее: Мама, а почему ты молчишь? Женщина дочистила яблоко, дала мальчику, погладила его по голове, улыбнулась и сказала : Ешь, милый.  И тот начал сладко есть. Это и был урок Любви.

Беседы с поэтом, философом, публицистом Терентiем Травнiкомъ.

Ответственный редактор Григорий Образцов. Июнь, 2016

 

(2).   «ЗАПИСКИ ИЗ ЗАЛА». ВОПРОС – ОТВЕТ.

 

Вопрос: Здравствуйте Терентий! Мой ребенок стал врать. Дочка 14 лет. Что с этим делать?

Терентий: В таком возрасте это нередкое явление. Давайте постараемся понять. У лжи две причины. Первая, это когда врущий имеет от этого какой-то свой интерес. Например, соврал, чтобы не узнали, что он виновник. В этом случае он не хочет говорить правды. И второй, это когда врущий не может сказать правду, в силу того, что его правда вызовет неадекватный гнев с другой стороны. В первом случае болезнь не так тяжела, во втором же, человек будет врать, пока тот, кто рядом с ним не станет более терпеливым, щадящим, мягким. Злым родителям дети врут постоянно, а как иначе. Они просто бояться отцовского ремня и материнских воплей. Так же врут и в близких отношениях. Зрелым людям не врут. Надо понять, в чем причина. Если же это первый вариант, то, что называется плутовством, то не надо воспитывать, ловить на вранье. Самое верное, это просто спросить ребенка, зачем он это делает, и, это важно, добиться ответа. Скорее всего он будет молчать, но проявите терпение, ждите. Если не дождетесь, то отпустите ситуацию, не превращайтесь в деспота и зануду. В следующий раз все так же делайте. И еще в момент ожидания ответа молчите и сами, а не причитайте, и не бубните. Молчаливая пауза и исцеляет. В ней совесть  пробуждается.

 

Вопрос: Я потеряла крестик. Это плохо?

Терентий: Сразу скажу, что на религиозное вопросы, коих немало пришло, я отвечать буду сдержанно. Дело в том, что есть пастыри, и они более компетентны в отношении пасомых. Мое же мнение, не более, чем частное. Если оно дополнит вам общую картину, то хорошо. Но это только мнение.

Итак про нательный крестик. Не делайте из потери оного никакого знамения. Просто потеряли и все. Лукавый очень умело привяжет ваше внимание к любой дальнейшей ситуации, если начнете рассуждать, и вы возведете это уже в примету. Потом расскажите ее другим. Так рождается суеверие. Суеверие – это муть, поднятая со дна духовного озера жизни. У него место на дне, как у ила и ни к чему мутить свою воду. Приобретите новый и все.

 

Вопрос:  Здравствуйте Терентий! Вопрос у меня следующий. У меня умер отец? Что делать с его вещами? Их много и они не нужны? Нужно ли ждать сорок дней?

Терентий: Не ждите, если ощущение тяжести на душе, то начинайте раздавать. Пусть люди пользуются и поминают Вашего батюшку. Это всё лучше для усопшего. Держать вещи, это суеверие. Если осталось тряпье, то сразу выбрасывайте. Не бойтесь. Усопшим – свет Божий, а Вам чистоту в доме и покой нужно соблюдать. Так оно всем будет хорошо.

(2) Беседы с поэтом, философом, публицистом  Терентiем Травнiкомъ.

Ответственный редактор Григорий Образцов.

Июнь, 2016.

 

(3).   «ЗАПИСКИ ИЗ ЗАЛА». ВОПРОС – ОТВЕТ.

Вопрос: Терентий, вопрос следующий: Насколько человек сжат в своем развитии условиями его же бытия? И еще: стоит ли следовать фантазиям, домыслам, всему тому, что наполняет наш внутренний мир, доверятся непроверенным внешним источникам информации с их фантазиями, а, порой, и заведомой ложью? Где и в чем границы нашей свободы развития? Спасибо.

Терентий: Каждый человек живет и мыслит в определенной системе фактов и знаний, и это так.  В большей степени они и формируют в нас границы нашей эволюционной свободы.  Эти знания могут быть весьма стойкими и долговременными, когда опираются на то, что сегодня называют   эгрегором. Нередко в своих поисках человек выбирает ту или иную идеологию, уверяется в ней и живет ею. Более того он в ней и реализуется и в подобном случае, порой, неясно чья  это мысль  звучит из уст наших – системы или лично наша.

Но те же знания, о которых идет речь,  могут  быть  и самого человека, могут быть его лично переживаемым опытом, его фантазиями, такое случается не так уж и редко.  Увы, но в оценке правомерности обоих источников,  много вероятны путаница и ошибки. В большинстве своем, чаще же возникает синтез  первого со вторым. Поэтому выявлять истинность  обоих совершенно ни к чему. Споры не уместны в том, кто из них более  прав – коллективномыслящий  человек или же индивидуалист. Критерий верности лежит не в подобном подходе. По моему мнению, он вообще находится не в знаниях, а в состоянии, следующем из этих знаний, находится в обретение человеком некоей постоянной внутренней радости через следование тем или иным путем. Эта радость, именно ее постоянное присутствие  в нас с вами, и является критерием  условной правильности нашего с вами бытия. Следствие закрепляет и совершенствует причину его вызвавшую. И подвергать анализу желательно прежде всего следствие.

Что же касается того, что человек должен опираться  только на познанную им реальность и не доверять фантазиям и домыслам, то здесь всё много и сложнее, и интереснее. Дело в том, что в нашей с вами природе есть функция для верного нашего развития, и динамика её в большинстве своем определяется  качеством и количеством именно наших с вами  фантазий и выдумок. Всё дело в том, что любая утверждённая, а,  тем более,  вживлённая в нас, нами самими же фантазия сперва  видоизменяет нас, а потом и меняет всю реальность вокруг нас. Можно  вполне определенно утверждать, что всё, что сейчас вокруг нас – от гвоздя до шедевров искусства, от лекарств и до хлеба, от окурка и до свалок – все это вышло из трудов нашей с вами души, точнее ее фантазий.  Дух видоизменяет материю, Он же ее и животворит. Он дает имена, названное обретает форму и существует. Дух-Слово-Творчество – есть единое и неделимое. Любая наша мечта и фантазия может быть воплощена. Здесь вопрос времени, не более, и нашего усердия в этом.  Для Духа нет ничего невыполнимого. Иными словами хотите летать, начинайте мечтать о крыльях, и они могут появиться уже через несколько поколений. Если вы, конечно, отстоите перед замыслом Творца вашу в них необходимость, а не забудете об этом при приходе к новой фантазии. Хотите не болеть? Думайте и живите здоровьем. Задача со здоровьем  сложная, поскольку территория нашего проживания  давно уже наполнена не теми мыслями, а влияния накопленного, как говорилось ранее, велико. Но это не должно  останавливать. Надо мыслить в верную сторону, наблюдать и стараться делать выводы. Правильные выводы и ведут нас к радости, радость, коль появится, и подскажет вам, что всё делаете правильно,  радость угодна Богу. А вот обратный пример. Когда мы включаем телевизор и слышим с экрана постоянные крики и перебивания беседующих между собой людей, то, как вы думаете, почему это происходит в передачах? Взгляните на всё спокойно. Спокойному уму понятно, что в этих передачах нет решения,  оно и не предусмотрено, там грызня мнений, там нет общего мнения, оно просто  не складывается. Так работает мутное, агрессивное системное мышление и каждый смотрящий такую передачу, увы, втягивается в этот хаос. Знаете, почему так долго в мире сохраняется агрессия? Все потому, что она сотни тысяч лет проживалась и проговаривалась  людьми – нашими с вами предками, она и сейчас продолжает втираться в нашу природу через подобные передачи..  Глубинные слои нашего сознания наполнены этой агрессией, они требуют подобного в каждый текущий момент жизни.   Как с этим бороться? Только многократным  увеличением в себе милости. Волевым действием. Смотреть и думать не в их сторону, не в сторону суеты.  Надо выбирать благо и следовать ему. Один в поле уже, как воин, а сотня таких – это тенденция и система. Система же – продуктивна.  В завершении скажу главное. Иисус Христос был и остается тем, кто принес  величайшее словесное знание о переходе ко благу, более того, не просто ко благу, но ко блаженству, более того, Он прервал нить с прошлым, именно ошибочную нить.  Вода со Словом совершают чудесное делание в нас.  В  учении Христа нет ни одного непонятного слова, в этом Истина. Оно всем доступно – и  в этом Истина. Следование этому учению меняет в человеке всю его прошлую агрессивную природу. Это ничто иное, как волепроизволение Любви.

 

РАЗГОВОРЫ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ

БЕСЕДУ ВЕДЕТ ЖУРНАЛИСТ АНДРЕЙ МИЛОВИДОВ

Мы живем в очень интересное время. Кажется, всё пришло в движение; привычные нам формы общественной жизни: наука, образование, культура, отношения между людьми, народами и целыми государствами, даже климатические условия – все непрерывно видоизменяется, трансформируется, и окружающий нас мир, словно красочный калейдоскоп, каждую минуту оборачивается к нам новыми гранями. Что же с нами всеми происходит? Куда мы движемся? Куда несет нас поток мировой эволюции? С этого номера мы открываем цикл бесед с людьми, которым есть что сказать, которые имеют свой собственный взгляд на события, происходящие в нашей стране, мире и Вселенной в целом, и которые искренне хотят поделиться наболевшими мыслями со своими современниками. И сегодняшний наш гость – известный поэт, художник, публицист и музыкант Терентiй Травнiк. Надеемся, этот разговор окажется не совсем бесполезным для вас, наши дорогие читатели.

Вопрос: Терентий, возможно, вы помните, не так давно в Москве разгорелся настоящий ажиотаж вокруг выставки Серова в Третьяковской галерее – туда было просто невозможно попасть. Чуть позже история повторилась на экспозиции картин Ван Гога, прославившейся благодаря песне Сергея Шнурова «Экспонат». И самый свежий пример – выставка Айвазовского, куда нужно было покупать билеты едва ли не за месяц. Как Вы считаете – что происходит? Люди действительно изголодались по настоящей культуре так, что это принимает такие вот преувеличенные формы? Или же это просто дань моде, нечто преходящее, и на самом деле публике нет никакого дела ни до «Звездной ночи», ни до «Девятого вала»?

Терентий: Да, всё это  немного странно. Феномен подобных явлений имеет весьма непростое объяснение, но чаще то, что случилось, происходит при очень удачной рекламе, что в данном случае не выглядит отрицательным, поскольку цель достигнута. Что касается того, что люди, как вы сказали, «изголодались», то это, думаю, не так. Дело в том, что для поддержания «сытости» всё и везде имеется, причем в избытке. Музеи, выставки, галереи, телерадиопроекты, книжные магазины – всё это открыто и всё работает. Говорить, что на них не представлено что-то настоящее, значимое, великое – было бы неправильным. Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея десятилетиями не обновляют свои экспозиции, поскольку давно уже стали верным эталоном высоко искусства и культуры. Возвращаясь к произошедшему, сказать, что всё дело в моде, тоже неверно. Критерии моды при явной масштабности происходящего не приемлемы. Мода сама по себе локальна и временна, что нельзя сказать о проверенных тем же временем Серове и Айвазовском.

Исходя из всего, мне кажется, что это всё пока ещё только, к сожалению, правильно выдутый пузырь, тщательно продуманный, но, увы, в сторону коммерции и быстро лопнувший. Всё, что касается действительно серьёзного возрождения духовных традиций, образования, культуры, всё это идёт иной стезёй, но только не путями ажиотажа и шумих. Тенденции возрождения проявляются при совсем иных обстоятельствах и делах. К примеру скажу, в явно заметном для многих изменении в медийных полях, например, появление на них вдумчивых, нешумных, последовательных, знающих людей и, соответственно, таких же программ, но не очередями на подобные выставки.

Кстати, есть очень простой способ понять пришло ли то время, когда духовное действительно начало расти – это резкое сокращение рекламы везде или же отведение ей своего места. Дело в том, что реклама, по крайней мере, сегодняшняя, не совместима ни с какой подлинной культурой. Вот и давайте сделаем теперь вывод…

Вопрос:Стоит только включить телевизор, и складывается впечатление, что мир, сегодня все глубже скатывается в пучину войн и распрей, внутренних противоречий и политических игрищ. И на этом фоне, помнится, ярким контрастом поразил концерт Валерия Гергиева в разрушенной Пальмире среди руин, там, где едва улеглась пыль после разрывов бомб. Может ли, способно ли искусство что-то серьезно противопоставить расползающемуся хаосу?

 

Терентий: Искусство, думаю не способно, но творчество может. Дело в том, что искусство по своей природе сродни интернету. Оно допускает всё и в любых количествах. У искусства нет никаких задач, кроме, как высветиться, причём неважно какими методами. Оно очень близко к безумию. Я бы сказал даже, что безумие облачается в одежды искусства. Но в этом нет ничего плохого, это просто форма эволюции сознания, дикая форма. Искусством правят страсти, безграничные эмоции и гипердоминирующее человеческое «эго». Думаю, что искусство, это некая ступень, ступень вседозволенности, для перехода к творчеству – искусству осознанному. Творчество и искусство, близкие при первом взгляде на них, оказываются далеко не такими. Говоря о хаосе, о его обуздании, о противостоянии ему, надо подразумевать именно творческие силы, их влияние на хаос. Именно творчество и обуздывает хаос, но не искусство. Скажу для ясности, что в основе всякого творчества лежит нестяжание, а, как следствие этому, и глубина, и гуманность, и благо, и многое другое, из чего проистекает высокая природа Человека. Подобная, высокая организация духа, коим является творчество, и способна влиять на хаос, лечить мир от этого недуга.

Вопрос: Некоторые аналитики и политологи искренне уверены, что мы движемся к новому Средневековью с его охотой на ведьм и тотальной подозрительностью. Но есть и другая, кардинально противоположная точка зрения – согласно ей впереди нас ждет новый Ренессанс, эпоха Возрождения, о которой писали и говорили, в частности, Е. П. Блаватская, Е.И. и Н. К. Рерихи. Лично Вы чувствуете приближение нового времени – Средневековья или Ренессанса? Каковы, по-вашему, его признаки сегодня?

Терентий: Да, это так. Изменения грядут. Их механизм будет запущен тенденциями к ускорению всего. Информация начинает править человеком, и чтобы человек не оглупел, ему необходимо резко эволюционировать, причем в самые короткие сроки. Избыток информации приводит к естественной защите всех биосистем в человеке. Они отказываются усваивать, потому что работают в, заданных эволюцией, ритмах и темпах. Сейчас грядёт время, увы, не сколько эволюции, но революции сознания. В таком случае сознание само будет выбирать жизнестойкую для себя форму. Не стоит думать, что это будет просветление. Это вполне может оказаться и затмением. Всё дело в том, что для просветления сама жизнь готовит, и готовит долго, соответствующую социальную среду. В мир приходят люди, носители любви и блага. Сейчас такой тенденции не видно. Мне кажется, что переход будет, и будет очень болезненным, и результат его предсказуем мной не лучшую сторону. Думаю, что ждать недолго. В ближайшие двадцать-тридцать лет не значительно, а вот дальше не по дням, а по часам, как говорится всё закрутится.

Вопрос: Президент Путин провозгласил национальной идеей для России патриотизм, обращение к традиционным ценностям. Но, как можно заметить, зачастую традиция у нас воспринимается чересчур упрощенно, примитивно, на внешнем уровне – посконная рубаха на голое тело, матрешки-балалайки, печка в углу. Очевидно, это не совсем правильно, и истоки народного самосознания надо искать отнюдь не в материи, но в духе. Случалось ли Вам бывать в местах, о которых можно было бы сказать, что «здесь русский дух, здесь Русью пахнет»? Там, где люди живут и чувствуют так, как могли бы жить и чувствовать, скажем, при Владимире Святом?

 

Терентий: Да, понимаю вас, Андрей. Скажу свое мнение. Патриотизм есть состояние души, выросшее на подлинной любви к Родине. Он может быть и действенным, и созерцательным, но что важно понимать, так это то, что подлинный патриотизм всегда благороден и никак иначе. Патриотизм не нападает, не вытесняет, не унижает, но сотрудничает и соразвивается с любой сторонней ему мыслью, тем самым умножая, как в себе, так и в ней действительные вневременные блага, опираясь на общечеловеческие ценности и чаяния.
Чтобы было понятнее, то приведу такой пример: каждый цвет радуги самобытен и самоценен, и это так, но он, при этом, еще и служит созданию единого белого цвета. В этом и есть благо, в этом и есть мудрость. Патриотизм – это настоящее мастерство, очень высокое мастерство – мастерство творить добро, творить мир, и при этом сохранять не только свою индивидуальность, но и индивидуальность своих соседей, как это происходит, скажем, в той же радуге. Когда нация патриотична, то она всегда светится, и свет ее чист, бел и прозрачен, как свет солнца. Её свет, как и свет солнца, не окрашивает никого и ничего в определенный оттенок, но выявляет и высвечивает во всем и во всех его подлинное величие и красоту. Что касается внешнего – традиций, то это не имеет никакого отношения к патриотизму. Корни должны быть не видны, тогда всё крепко. Облачение всей России в лапти и рубахи стало бы посмешищем. В патриотизме, как и в любом глубоком мировоззрении должен главенствовать дух, а не буква. Тогда и будет всё правильно.

Вопрос: Кого из современных философов, писателей, общественных и религиозных деятелей Вы бы могли отнести к людям, чья духовная власть способна спасти и направить других на путь истинный? Есть ли, по-вашему, сегодня в мире личности, сравнимые по своему духовному авторитету, скажем, с Сергием Радонежским или Серафимом Саровским?

Терентий: Мне кажется, что жизнь так устроена, что она не выделяет подлинных лидеров при их жизни, но поднимает их на заметную высоту позже. Но это тенденция нашего времени. Раньше всё было иначе. Но если мне всё же попытаться ответить на ваш вопрос, то я бы сказал, что такие люди есть и их главная особенность не просто талант, знания, сила ума, но – скромность. Большие и хорошие дела  при максимальной личной скромности. Вот таковые и есть вожаки. Авторитет же Преподобных складывался веками и не так легко и быстро, посему сравнить с ними некого, у всех еще не пройдена апробация временем. Думаю, лучше всего и оставить и Сергия, и Серафима на местах наших кормчих. Они уж точно хорошо справляются, не так ли.

27 сентября 2016 г.

 

Талант. Призвание. Служение.

Здравствуйте. Сегодня мы беседуем с российским поэтом и философом Терентием Травником и тема нашего разговора о таланте, призвании и служении. Итак, прошу вас…
Терентий:  Здравствуйте, дорогие слушатели. Давайте, я сразу постараюсь объяснить разницу в этих понятиях. Начну с того, что человек в своей жизни проходит три качества реализации личности, высшим из которых и является призвание. Именно в призвании открываются служение и жертвенность, точнее жертвенное служение.  Об этом немного позже, а сперва о таланте. Так вот, скажу сразу, что талант — это не призвание, это совсем иное. Талант есть функциональное понятие, точнее даже функция и существует он, как нечто, на что опирается найденное нами призвание. Талант надо открыть и развивать, а призвание это прежде всего служение, на основе развитого таланта и желательно не одного. Говорится же, что талантливый человек талантлив во всем. Это так и есть. Мы все такие на самом деле. Талант очень близок к навыку, отсюда таланты могут и должны быть разные в человеке. Много политалантливых людей. И все же талант это совсем  не призвание, а талант.
Вопрос: Талант он присущ каждому?
Терентий: Конечно. Я уже сказал об этом, но немного уточню. Нет неталантливых людей. Господь дал всем нам таланты в избытке. В основном функция таланта реализуется через наши органы чувств, т.е. через телесность. Через зрение реализуются изобразительные таланты —  изобразительное искусство, фото, архитектура, дизайн и декоративное искусство и т.п. Через слух – музыкальные — музыка, пение, ораторство, драматургия, танцы. Через обоняние кулинарное искусство, эстетические направление. Есть таланты физического тела, таланты мышления,  таланты руководителя, даже дворника есть талант. Поэтому я бы советовал развивать в ребенке таланты широким деланием, а не останавливаться на чем-то одном. Но во всем знать следует меру. Такое развитие формирует общую норму в человеке и подготавливает к открытию в нем своего призвания.
Вопрос: Некоторые родители усиленно, можно сказать, навязчиво заставляют своих детей делать что-то конкретное, например, заниматься танцами. Это модно и всё.
Терентий: Увы, да. Но это грубейшая ошибка, кстати с тяжелыми последствиями для всех. Не душите не зазвучавшую песню, дайте ей зазвучать так, как суждено, а не так, как вам хочется. Все сложнее еще. Конечно, они это делают не без оснований. Просто так мало кто из родителей будет  водить своего ребенка на любимый родителями полигон. Видимо у чадо что-то удается. Но дело опять же, не в этом. Дело в том, что в раннем возрасте ребенок еще только познает мир и делать его монохромным, монозвучным крайне не желательно. Это все равно, что заниматься только одной группой мышц в развивающимся организме. А это так и происходит. Например весь мир через плавание или через танцы видеть. Представляете, что за картину вы формируете в ребенке собственной беспечностью.
Вопрос: А можно ли как-то разглядеть или понять для родителя правильность своего решения?
 Терентий: То-то и оно, что тяжело это увидеть. Чтобы это выявить это, необходимо довольно долгое время отслеживать все настроения в ребенке, связанные с той или иной выбранной ими деятельностью. Поэтому я и рекомендую все и понемногу. Ну, не все конечно, а любимое и все равно понемногу. Я бы рекомендовал рисование, музыку и танцы, и еще что-то одно, связанное с социальностью, где есть командный дух, общение, и, конечно, что-то связанное с темой природы. Этого уже более, чем достаточно.
Вопрос: А что все таки вы скажете о призвании?
Терентий: Призвание, как всё великое имеет массу коварных ловушек на своем пути. Причем всю нашу жизнь эти ловушки и ставятся. Самая опасная, пожалуй, это когда человек попадает в иллюзию псевдопризвания. Кстати выявить это не так уж и сложно. Псевдопризвание всегда опирается на внешний комфорт, т.е. его существование подпитывает что-то внешнее, скажем, хорошая зарплата, успех, легкость достижения роста, всякие сопутствующие выгоды и удобства. Лишения оных почти моментально оголяет болезнь, и она вылезает сперва недовольством, потом осуждением и унынием. При лжепризвании ропот не заставит себя ждать.
Вопрос: Так это же повсеместно!
Терентий: Да, а вы как хотели. Настоящее призвание товар сверхценный, я бы сказал бесценный. Но если оно есть, то речь идет уже о гениальности. Именно гениям и сопутствует призвание. Взыскивают Небеса сразу, без церемоний. Но и здесь можно ошибиться.
Вопрос: Важно тогда понять, что есть гениальность.
Терентий: Мне не раз приходилось отвечать на этот вопрос. Здесь так скажу. Гениальность — это проявление  призвания с рождения. И еще что важно, так это знать, что гениальность всегда благокачественна. Гений имеет такое свойство, что он улучшает среду вокруг себя, среду своего существования, причем не осознавая этого. Эта критерий. Просто существует и псевдогениальность. Она, как раз этим качеством не обладает. Хотя я не стал бы её вообще называть гениальностью. Но так уж навязано обществом. Чуть поталантливее человек, так сразу гением зовут. Вообще недоговоренность по терминологии, неясность в понятиях многое нивелирует в нашей жизни.
Вопрос: Гениальность связана как-то с талантом?
Терентий: Конечно. Я уже говорил, что талант, это функция, можно сказать, что талант есть  некий полиморфный конструктор данный нашей с вами душе. Не стоит ему придавать большого значения. Талант — это средство, прекрасное универсальное средство для роста личности. Её питание.
Вопрос: И все же вы говорите, что с его раскрытия и начинается развитие наше.
Терентий: Совершенно верно. С него. Более того, при определенной внимательности можно отследить в занятиях по его развитию и намеки на призвание. Наблюдать стоит обязательно.
Как правило, это будет тем, к чему тянется душа вашего ребенка. Ребенка, а не ваша, напоминаю. Обратите внимание, как верно выражение «душа лежит или не лежит». А почему именно лежит, а не сидит, не стоит, скажем? Дело все в том, что лечь, это значит успокоится, принять решение, единственно возможное и лечь. Покойник лежит именно поэтому, что он упокоился, тело успокоилось, душа упокаивается, решение принято и он с Богом. Какая еще идея может быть у него? Верно, никакой. Он теперь совершенен. Вот так и душа с призванием. Душа в призвании лежит, а значит все естественно и само собой идет. Платят за дело – хорошо, не платят – хорошо, хвалят – неплохо, ругают тоже неплохо и т.д.
Вопрос: Получается, что призвание, это замечательно!
Терентий: Не спорю. Это смысл нашего появления на свет. Прийти, развить таланты, открыть через них свое призвание и жертвенно служить ему, славя этим Бога. Это и есть идея Бога о нас. Служа призванию наша душа в полной мере стяжает блага Небесные, ибо все, что мы делаем по призванию, оно даром делается.
Вопрос: Вы хотите сказать, что всегда так надо жить при найденном призвании? Что и платить не надо?
Терентий: Это не имеет никакого значения. Поинтересуйтесь у призванных. Что Бог пошлет, тому и радуйся, коль призван. Так оно и есть, кстати.
Вопрос: Чтобы вы посоветовали родителям, которые развивают в своих детях таланты.
Терентий: Прежде всего радости и терпения. Успехов и удачи здесь не надо желать. Развитие таланта — это совсем иное поприще., это не компетенция успеха, а тем более удачи. Чем больше любит родитель своего ребенка, тем меньше он ему что-то навязывает, точнее рекомендует. Он просто наблюдает и радуется. Так и множится талант в ребенке.
Вопрос: Многие родители хотят направить ребенка по своим стопам. Это хорошо?
Терентий: Не так и не эдак. Если ребенок тянется, то почему бы нет, а если насильно, то это безумие.  Просто надо внимательно наблюдать за ребенком и быть честным перед самим собой.
Вопрос: А из взрослых многие по призванию живут?
Терентий: Что вы? Многие и таланты не развили? Так и живут при своих закопанных или пуще, разбазаренных.
Вопрос: А почему так сложилось?
Терентий: Причины разные, но одна из главных это вовремя не помогли, не подсказали. Просто не оказалось рядом любящего человека. Только любящим дана способность видеть в других таланты и подсказывать об этом.
Вопрос: И что, уже поздно?
Терентий: Нет. Дело в том, что дорогу идущий как раз и осиливает. Можно все понять одномоментно. Преобразиться – минутное дело. Яблоко не отваливается сутками, а раз и всё, уже на земле лежит. Главное начать идти. Если вас что-то не устраивает в своей жизни, значит вы точно не в призвании. В призвании устраивает все, даже болезнь тяжелая. Дело в том, что призванным открыта правда, а правда делает их свободными от предрассудков, от наваждений. Путь к себе и есть первая составляющая призвания, а вторая – служение выбранному делу.
Вопрос: А вы нашли себя?
Терентий: У меня немного не так. Дело в том, что я сразу знал о себе и вся моя жизнь одно большое служение моему призванию. Мне необходимо было развивать многие свои таланты для воплощения своего призвания, что я и делал, да и делаю по сей день. В чем-то мне проще, наверное, но точно не могу сказать. На каком-то этапе неведение упрощает жизнь. Знание обязывает. Каждому свое, а Господь, уж точно, все лучшим образом и соделывает, причем индивидуально. Начните и начнется. Знаю, начнется точно.  Сожалеть не стоит. На все воля Божия, а она, как известна без мер и границ во благе к нам.
Беседу вел Николай Тучков. Жамочкино. 2016 г.

(3) Беседы с поэтом, философом, публицистом Терентiем Травнiкомъ.
Ответственный редактор Григорий Образцов.
Июль, 2016.