Корреспондент: Уважаемый Терентiй, сейчас много говорят о свободной литературе. Что это, по-вашему? Это очередной миф?
Ответ: Когда любой автор может издать свою книгу, напечататься в газете или журнале, это действительно свободная литература. Да, издательство может отказать автору в силу каких-либо причин, но это еще не говорит о несвободе литературы, есть еще и интернет, в конце концов, где все возможно. В этом смысле сейчас в России свобода. Но мне кажется, что свободная литература – это, ни столько доступность к тиражированию, сколько возможность автора, его потенциальная возможность, его стремление к откровенности, к честности. Если такое чувство приветствуется обществом, если оно позволительно, то это и есть свободная литература. Ответив на ваш вопрос так, как я, о свободе говорить рано. Автор до сих пор многое делает с оглядкой, с оглядкой на власть, на редактора, на читателя, даже на друзей и уже в конце на себя. И чем больше автор говорит о независимости своих суждений, тем более он, увы, пока зависим. Свобода молчалива, она просто есть и все, когда есть.
Корреспондент: Я знаю, Вы много путешествовали по стране. Есть ли то, что Вы смогли поместить ну, если не на обложку вашей книги, то хотя бы поставить эпиграфом к ней. Я имею в виду Вашу будущую книгу.
Ответ: Выбирать обложку для меня, это все равно, что книгу написать. Я к этому подхожу с должным вниманием, серьезно. Если говорить о стране, то в России все значимо, все весомо. Я русский поэт и все родное для меня приемлемо. Не то, что обложку для книги, я бы каждое стихотворение иллюстрировал родным пейзажем. Вы даже не представляете, какая красивая наша земля. Как только выезжаешь из города, то попадаешь в красоту. В городе это не видно, город тесный. А красота – это всегда просторище, это всегда через край. Россия – широкая страна, огромная, величайшая… Наша русская душа такая же, как страна и наше искусство такое же. Широтой души мы все обязаны просторам Родины. Будущая книга будет связана с темой Родины, она будет называться «Благодарение» и, конечно же, будет на обложке ее портрет.
Корреспондент: Я знаю, что вы талантливый художник… Еще и музыкант… Теперь литература… Как Вам удается все это совмещать?
Ответ: Так же, как в каждом из нас совмещены все органы чувств. Это вопрос не ко мне. Господь милостью своей все это в нас совместил изначально, а я просто всем этим пользуюсь. Художник пользуется глазами, музыкант слухом, а я всем сразу. Хитрости никакой. «Используй то, что под рукою и не ищи себе другое» – так кажется, говорил Фог в известном мультфильме.
Корреспондент: Вас интересует политика и насколько?
Ответ: Я до сих пор точно не могу понять, что такое политика. Понятно, что это некая деятельность, связанная с распределением власти внутри государства и между странами. Вероятно, в ее функции входит и обеспечение в обществе гражданского порядка на основе четкого разграничения отношений господства и подчинения. Но это словарно сказано, а на деле это сплошные игры, даже игрища. У меня всегда создается ощущение, что полтика вне жизни, как и любая игра. Жизнь как-то сама справляется со своими делами, а политика ей иногда мешает. Наука, искусство, армия, экономика – это немного другое, а вот политика… Думаю, что это самый нескончаемый спектакль зачем-то созданный социумом. Видимо он пестует какую-то часть наших страстей, думаю – это стремление к власти, вот и живет он на этом, как на дрожжах.
Корреспондент: Не так давно Вы начали замечательный проект «Часы», будут ли еще подобные проекты в Вашем творчестве? И каково, в целом, Ваше отношение к подобным проектам?
Ответ: «Часы» – это гуманитарный и бескорыстный проект. Если я и прошу сил у Господа, то прежде всего, на подобные проекты. Будут силы, будут и другие «Часы», а пока дай Бог этот осуществить.
Корреспондент: Я знаю, что Ваша книжка «Ежки-Пажки», обращенная к детям, пользуется немалой популярностью и у взрослых. Как Вы думаете, с чем это связано?
Ответ: Не хочу сам говорить о своей книге, что она хорошая. Поэтому сразу извините. Но, если это так, то она и будет популярной и неважно для какого возраста она создана. Взрослые могут читать любые книги, дети же нет, в силу своего понимания. Если взрослый читает детскую книгу, то это, скорее всего, говорит о том, что книга удалась ее автору, вот и все. Я, например, с волнением заглядываю в «Приключения незнайки» и по сей день.
Корреспондент: Хочется спросить про Гугушатию… с тех пор, как она впервые появилась в Интернете несколько лет назад на Вашем сайте. Она обросла огромным количеством легенд, домыслов и дополнений, особенно в среде студенчества. Есть ли в этой тайне – тайна? Когда-то в Узком квинтет молодых музыкантов исполнил Вашу знаменитую симфостори… Будет ли звучать Ваша музыка в более расширенном исполнении?
Ответ: Гугушатия и тайна – это синонимы. Этим, думаю, все сказано. Что касается исполнения моей музыки на сцене, той о которой вы упомянули, то время покажет. Музыка уже создана и исполнена, а дальше этим займется пусть госпожа Тайна, думаю у нее все получится. По-другому и не бывало.
Корреспондент: А правда ли то, что в Вашей музыке сокрыта тайна кладов усадьбы Узкое?
Ответ: Да, это правда. Мне хотелось выйти за рамки звучания, и я придумал систему кодировки для сокровищ – волшебных сокровищ, которые скрывает Гугушатия. Вам уже интересно, Дмитрий?
Корреспондент: Говорят, что московский поэт Александр Абалихин пишет версию Гугушатия для детей, это так?
Ответ: Мы говорили с Александром на эту тему, он очень заинтересовался моим предложением, но творческая кухня имеет свои секреты, поэтому этим я и ограничусь.
Корреспондент: Ваши пожелания нашему клубу, пожелания московского волшебника, как Вас еще называют иногда…
Ответ: Поменьше чудес. Чудеса всегда отдаляют от истины, какими бы желанными они ни были.
Дмитрий Волков. Санкт-Петербург.
2010 год