Если, по аналогии с известной Периодической таблицей элементов, была бы создана такая же таблица элементов, но нравственности и культуры, то литературе, и в этом я абсолютно уверен, в ней было бы отведено место Aurum (золота). Что касается поэзии, то она стала бы не просто золотом, будь то песок или самородки, но законным фондовым золотым слитком для всей культуры, да ещё и слитком высшей пробы.
Поэзия, можно сказать, является подлинным золотым запасом любой культуры. Разрушенная культура восстанавливается именно золотом поэтического слова, ибо в нём, как ни в каком ином, сохранена сама идея слова в своем максимально верном значении, поскольку поэтическое слово структурировано и ритмом стиха, и его рифмическими границами. Может именно поэтому поэтическое слово так разительно отличается от подобных ему в прозе. Именно минимализм строфы и поднимает поэтическое слово на вершину осознанности, а изрекающего его ставит в рамки сверхответственности перед обществом и историей.
Вспоминая известную пословицу «не всё золото, что блестит», можно с абсолютной уверенностью отнести сказанное ею и к поэзии. Вероятность подделки поэтического золота всегда слишком велика, уж больно явен соблазн приблизиться к истокам бытия. Ещё более коварно поэтическое суесловие, когда во главу угла ставится необдуманная, зачастую неудачная попытка рифмовать всё и вся, не отдавая отсчёта в соделанном и называя сложившиеся нагромождения стихами.
Особенность подлинного поэтического слова заключается в его льющейся простоте, но такой, что при этом совершенно не нарушается качество изысканных глубин всего произведения. В этом и есть вся тайна, сокрытая в высшей форме литературы, а именно, поэзии.
Терентiй Травнiкъ. 2016 г.