Из беседы с Т. Травнiкомъ об образовании.

Вопрос: Терентий, многие уже заметили, что вы в своих беседах, в своих интервью постоянно ставите особый акцент на образовании. Делаете образование чуть ли не панацеей от всех государственных проблем. Не могли бы вы подробнее объяснить свою точку зрения в этой теме.

 

Ответ: Конечно. Да, я действительно убежден, что полноценное финансирование системы образования очень важное дело, более того первостепенное. Но в этом вопросе есть одна тонкость. Дело в том, что деньги не так много и решают, как, скажем, кадры. Сейчас образование нуждается в настоящих учителях, высококвалифицированных воспитателях, одаренных педагогах. Получается так, что какие бы деньги ни вкладывались в образование, без достойных специалистов они малоэффективны. Конечно, деньги могут позволить построить новые школы, обеспечить классы оборудованием, но это, если и изменит что-то, то незначительно. Получается своеобразный парадокс. С одной стороны страна нуждается в образованных людях, в образованном поколении, но с другой стороны это поколение некому образовывать. Мне все это напоминает известную софистическую задачу о курице и яйце. Поколение может быть образованным, если его вырастит образованное команда учителей, но кто подготовит эту самую – образованную команду учителей?

 

Вопрос: Действительно… И что делать?

 

Ответ: Искать решение. Найти, скажем, нетипичный подход к этой проблеме. И он, кстати, есть. Скажу об этом чуть позже. Но, прежде всего, хочу сказать следующее — сегодня мы часто слышим слово «образование», но есть более важное понятие, которое, увы, мало упоминается. Это – воспитание. Мне кажется, что детей надо прежде всего воспитывать и уже потом только образовывать.

 

Вопрос: Сегодня говорят о том, что образование времен советского периода было более качественным. Может обратиться к этому опыту?

 

Ответ: Знаете, в этом утверждении сокрыта ошибка, и ошибка эта очень коварная. Дело в том, что советское, кстати, хорошее образование, готовило специалистов под свою, теперь уже прошлую, реальность. Мир меняется, он ускорился, он более многопланов, и сейчас необходимы иные приемы и методы в процессе обучения.

 

Вопрос: Идти в ногу со временем?

 

Ответ: Ну, это понятно, но и это ничего не решит. Спрошу так: как вы думаете, в чем заключается сама идея образования, его главная линия, можно сказать основа?

 

Вопрос: В правильной и объективной информации.

 

Ответ: Увы, но это неверный ответ. Смысл любого образования – это, прежде всего, научить человека учиться. Не научить его чему-то, а именно научить его учиться. Привить ему любовь к этому процессу и навыки, как извлекать эту самую информацию. И только потом давать ему, по необходимости, ее. Дело в том, что информация стареет гораздо быстрее, чем алгоритмы ее извлечения. Алгоритм, это все равно, что оболочка, каркас. Будешь владеть этим, так из любого стройматериала дом построишь. Нет смысла учить строить дома, скажем, из кирпича. Надо учить строить вообще и не только дома. Соответственно надо учить учиться. В этом и есть весь смысл искусства образования. Я бы сказал, что хорошее образование, это как алгебра в математике, оно оперирует именно формулами.

 

Вопрос: Получается, что не все школьные дисциплины важны?

 

Ответ: Не будем спешить с обобщениями. Давайте посмотрим иначе. Мне кажется, что подлинное образование находится в пределах начальной школы. Читать, писать, считать – это и есть подлинное образование. А еще, главное – это любовь в процессе обучения и к делу, и к ученику. Вот туда и надо смотреть, в эти корни. Это сродни выводу ВКС на орбиту челноком. Все остальное — практические уроки по применению навыков начальной школы.

 

Вопрос: И физика тоже?

 

Ответ: Не хочу обидеть физику, равно как и химию и т.д. Но это уже не образование, это практика по усвоенному образованию. Скажите, важна ли физика неграмотному? Он просто элементарно не сможет прочитать статью по теме, вот и все.

 

Вопрос: Это тогда совсем просто. Я имею в виду начальную школу.

 

Ответ: Я бы не спешил с быстрыми выводами. Это только кажется, но именно здесь и находится пусковой механизм развития общества, государства. Да, да именно в первом классе. Это, как ДНК страны. В начальной школе все ее гены, и мутации начинаются отсюда и только отсюда. Поэтому финансировать и готовить специалистов надо начинать именно для начального образования. Здесь должны быть педагоги высочайшего уровня. И не просто учителя, но прежде всего воспитатели.

 

Вопрос: Да, понятно. А то у нас сейчас воспитывают ток-шоу.

 

Ответ: С чего вы это взяли? Пока образовательная школа авторитетна, и слава Богу. Ток-шок – это продукт регрессивности. Во всех подобных передачах допущены вещи, не знаю насколько сознательно, которые никогда ничему не научат.

 

Вопрос: Интересно, какие?

 

Ответ: Заметим, что мы отходим от темы. Но если вы спросили, то кратко отвечу. Итак, посмотрите внимательно. В каждом подобном шоу происходит форсированная подача материала – на них, если вы заметили, все кричат. Сразу напомню условия любого педагогического процесса, любого преподавателя, я и сам преподавал. Первое, что я говорил, входя в аудиторию – это три слова: Внимание – прошу тишины! Далее я молчал до тех пор, пока не добьюсь выполнения своей просьбы. На-ток шоу все перебивают друг друга. Кто-то позволяет это делать? Не думаю, что настолько невоспитанны все гости ток- шоу. Хорошо. Обратите внимание на то, что все ток-шоу посещают одни и те же участники. Любой человек не настолько быстро меняется, а это значит, что там говорят все время одно и то же, просто с разными оттенками эмоций. А есть и такие, которые просто говорят одно и то же. Надо обязательно обновлять состав участников и не бояться, что формат шоу развалится. Формат, конечно, важен, но путь к истине важнее. Еще добавьте сюда это постоянное прерывание передач рекламой, да еще навязанные размеренные аплодисменты зрителей. Хотя с этим тоже понятно, но вот в театре хлопают же не после каждой удачной фразы. Вы можете представить спектакль, где через каждые пять минут зал хлопает? Каково это артистам? В общем, скажу, что в ток-шоу все создано для того, чтобы никто из зрителей, т.е. нас с вами из этой передачи ничего не вынес и не понял. И все потому, что внимание смотрящего полностью расфокусировано этими отработанными приемами. Не думаю, что это стихийно получается. Но мы, кажется, ушли от темы.

 

Вопрос: Да, спасибо. А что Вы, помимо образования, считаете таким же необходимым? Или все важно?

 

Ответ: Ответ «все важно» – не решает ничего. Даже в алфавите, где все буквы важны, буква «А» стоит на первом месте. Давайте рассуждать. Воспитание и образование закладывает в государство тех людей, которые его будут хранить и развивать уже через 20-30 лет. Воспитаете плохое поколение, так оно и уничтожит всю страну и, заодно, самих себя. Значит все-таки на первом – воспитание и образование. Далее — сельское хозяйство. Причем акцент должен стоять не на пестрых упаковках, а на качественном содержимом упаковок. Я бы согласился на очень качественное, скажем, масло, пусть и в обычной бумаге. Далее я бы сказал о совершенных законах и их исполнении. Вот, пожалуй, три основных столпа: питание, воспитание и механизмы регулировки, т.е. законы. Все остальное – наука, армия, медицина разовьются на основе этих трех.

 

Вопрос: Остальное следствие?

 

Ответ: Можно сказать, что да. Все важно, но выбор надо все-таки сделать. Вы начали беседу именно с того, что предложили мне сделать его.

 

Вопрос: И все же, как найти хороших учителей, если будут деньги.

 

Ответ: Знаете, как раз хорошие деньги это не критерий. Они как раз и притянут в первую очередь авантюристов. Вопрос действительно очень сложный. Дело в том, что система всегда подстраивается под проблему, и часто воровато и хитро. Задача, ведь, стоит так: Выявить специалистов и стимулировать их материально и технически. Но как?

 

Вопрос: Действительно, как?

 

Ответ: Давайте рассуждать. Многие, кто работает в образовании, получают очень маленькие деньги. Сделайте им такое предложение: мы вам будем платить эти же деньги, но вы можете не ходить на работу, скажем целый год.

 

Вопрос: Так все и уйдут.

Ответ: Все, да не все. Останутся, как раз те, кто любит свое дело. Пусть меньше их будет, но это будут уже первые носители качества. Вот вам и метод. Есть еще и другие способы, но это в следующий раз.

И все же я ратую за высококвалифицированное начальное образование. Оно и должно быть самым первым вкладом денег. Это стратегия, причем верная. Что посеем, тем и спасемся. Выбор небогат, что стоит перед нами. Либо деньги пустить на ТВ-каналы, развлечения и т.п., либо на мастеров именно начальной школы, и только на них. Я не говорю, заметьте, ни о чем другом и ни о ком другом! В первом случае, вполне возможно, что уже наши внуки не выживут, а во втором есть серьезный шанс на лучшее. Я абсолютно уверен, что в правильном начальном образовании и лежит выход. С 7 до 11 лет. Всего четыре года жизни сделать сверхкачественными в обществе и пойдут позитивные сдвиги. Не сейте в своих детях гибельные мысли и дела всего 4 года, этого уже достаточно. Курс будет задан на долгие годы, правильный курс. Но… Проблема в том, что руководители мало думают о будущем, они решили взвалить все на собственных детей. Да и мы с вами не очень печемся о нем, если честно. Вот посмотрите, что мы оставляем детям нашим. И это только за какие-то пятьдесят лет нами нажито! Внимание! И так, это – отравленная почва, отравленный воздух, отравленная вода! Далее… ГМО продукты, алкоголизм, наркомания с явной массовой наследственной деградацией, СПИД, ранняя детская онкологию, преступность, раннее слабоумие, безидейность, жажда бездумного потребления и мотовства, ранние разводы и гражданские браки, колоссальное магнитоизлучение земли от сотовой связи, интернета, ТВ и Радио, техники. Масса воен. конфликтов, к тому же религиозных, бактериологическое, химическое, психотронное, климатическое и ядерное оружие в стадии взвода спускового курка, глобальное изменение климата, колоссальные мутации в генах у новорожденных. И это только за пятьдесят лет. В 19-м веке этого и не знали. Человечество живет десятки тысяч лет, а нагадило так крупно всего за какие-то пятьдесят! Разве вы не видите тенденции? Вы понимаете, какой уровень риска мы создали для наших детей, внуков, для страны, для цивилизации всей планеты. Какая жизнь ожидает при таком положении вещей, разве не видно?

 

Да, интересно. Спасибо, Терентий.

Будем рады новым встречам с вами.

Беседу вела Наталья Иванцова.

2016 г.